ENG
СЛЕДУЮЩАЯ

Михаил Карасик. Вавилонская башня СССР

Санкт-Петербург, 2010. 575 × 475 мм

В фундамент Дворца Советов кроме сотен тысяч тонн стали и бетона были заложены две идеи: подсознательный комплекс, сложившийся у большевиков в первые годы советской власти от отсутствия созидательной деятельности, и религиозно-материалистический характер новой веры — социализм должен воплотиться в чем-то сверхъестественном, но предметном, в том, что можно увидеть и потрогать, а не просто принять на веру, как установление на Земле нового общественного уклада, о котором было объявлено с партийного амвона на Чрезвычайном Съезде Советов в 1936 году. Религиозное сознание требовало предъявления реальных доказательств. Кажется, таковыми могли стать города и заводы, возведённые в годы первой и второй пятилеток, но они, как следствие индустриализации страны, были не целью, а средством построения Нового Социалистического Дома. Главный зодчий социализма Иосиф Сталин видел Дворец Советов не только новым архитектурным центром Москвы, но и политическим центром мира.

В альбоме представлены эскизы, аксонометрии, схемы самого грандиозного произведения искусства и самого загадочного мифа двадцатого столетия. В первом эскизном проекте Иофана прослеживается влияние конструктивизма. В следующих листах можно проследить эволюцию трансформации образа Дворца от башни к зданию-пьедесталу для скульптуры, а затем к архитектурному знаку неограниченной власти Сталина. Таким символом недостроенного социализма, или Вавилонской башней СССР, Дворец Советов остался и продолжает жить в нашем сознании.