ENG
СЛЕДУЮЩАЯ

Михаил Карасик. Оммаж конструктивизму



Санкт-Петербург: Издательство М.К., 2012.
53 × 42,5 см. Тираж: 10 экз. 12 листов — автолитография в две краски, бумага BFK Rives Cream. Не сброшюрована. Папка – картон, переплетная ткань, шелкография. На русском и англ. яз.; перевод – Пол Уильямс.

Оммаж конструктивизму — цветовая сюита одной композиции. Листы, составленные вместе, напоминают кадры киноленты, в которых мотоциклист как с трамплина взлетает с огромного козырька здания.

Фотомонтаж состоит из двух фотографий — гонщик и Выборгская фабрика-кухня в Ленинграде. «На гоночной скорости» (фото: Атлантик) была широко известна в СССР с конца 1920-х. Снимок из книги Ласло Мохой-Надя Malerei Fotographie Film (Bauhaus Bücher, 1925) впервые появился в 1928 году на обложке восьмого номера журнала «Советское фото», через год он был воспроизведен в специальном переводном издании «Живопись или фотография», выпущенном в серии «Библиотека журнала „Советское фото“». Выборгская фабрика-кухня, один из самых эффектных объектов ленинградского конструктивизма, была построена в 1929–1930-х по проекту группы АРУ (архитекторы-урбанисты А. К. Барутчев, И.А. Гильтер, И.А. Меерзон и Я.О. Рубанчик). В моей композиции соединились две линии конструктивизма — фотография и архитектура, скорость и конструкция.

На рубеже 1930-х в период масштабной реконструкции советской индустрии новая жизнестроительная программа шла по линии обобществления, коллективного труда, отдыха и быта. Фабрики-кухни или «заводы обедов», которые с пропагандистским пафосом тех лет называли «школой общественного питания», стали одним из первых шагов к созданию модели будущего, они формировали «человека нового типа». Просторные залы общественных столовых с современной кухонной техникой, комнатами отдыха, детскими, библиотекой, душевыми, построенные по принципу фабричного конвейера, рассчитанные на тысячи человек, освобождали хозяйку от домашней плиты, прививали новую культуру и советский этикет. Страна превратилась в огромную стройплощадку, где генеральную линию «прочерчивал» конструктивизм.

К концу тридцатых все изменилось, в том числе и нарратив этих снимков: «Гонщик» стал всего лишь примером острого ракурса, передававшего движение, а функциональная архитектура фабрики-кухни — формализма и левых загибов. Скорость теперь символизировали фотографии локомотива «Иосиф Сталин» («ИС») — самого мощного в Европе пассажирского паровоза, развившего скорость до 170 км/час. В архитектуре победила неоклассика, а наивысшим достижением советской власти в организации коллективного труда и быта стали исправительные лагеря.